На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Tlum.Ru

27 подписчиков

Свежие комментарии

11 фактов про аниме, которые нужно знать родителям

Год Японии в России постепенно близится к концу, а кто-то до сих пор продолжает думать, что аниме — это что-то не очень полезное детям, чуждое и лишенное нравственной ценности. Данная точка зрения возникает из-за недостатка информации, и мы решили попытаться это исправить. Рассказываем в коротком и понятном родителям формате о том, что из себя представляет японская анимация, как появилась и развивалась, такая ли уж она чуждая и что стоит посмотреть перед тем, как делать любые утверждения на тему «аниме — это…».

Факт № 1: Не раньше, чем везде

Самый первый мультфильм в Японии датируется 1907-м годом. Короткая зарисовка про рисующего иероглифы мальчика вышла почти на десять лет позже американского кукольного мультика-первопроходца «Цирк лилипутов» (1898), и пусть в аниме вовсю используются древние народные мотивы, это жанр в целом развивался позже западной анимации.

16 ДРУГИХ САМЫХ ПЕРВЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ


Факт № 2: Не дальше, чем
Disney

Напомним, что диснеевская «Белоснежка и семь гномов» вышла в 1937-м и свершила настоящую революцию. Японские мультипликаторы тоже впечатлились очень сильно, так что в те годы и вплоть до середины века они тренировались делать что-то крайне похожее. Про говорящих животных и бравых людей, с песнями, плясками и на тему народных сказок, своих и не очень.

«Nansensu monogatari dai ippen: Sarugashima», 1931

Важно! Примерно сразу же со стартом развития аниме появилась такая важная и полезная вещь, как цензура. Японцы разделили свою анимацию на «для всех» и «15+», изначально дав верное направление для сепарации на детское и не очень. К сожалению, у нас до сих пор иногда скидывают все аниме в одну возрастную кучу.

Факт № 3: Государственное финансирование решает

Если вы вдруг думали, что японская анимация за один век стала такой разнообразной и мощной только на таланте, упорстве и энтузиазме японских мультипликаторов, то это не совсем так. С самого начала их очень активно поддерживало и спонсировало государство. Отсюда вытекает один минус и масса плюсов. Минус состоит в том, что некоторые мультики стали инструментом для массовой политической пропаганды, особенное в военное и послевоенное время. Просто посмотрите на этого злого Микки-Мауса, кидающего бомбы в невинных зверушек.

Плюсы — это все остальное. Постоянное финансирование позволило индустрии анимации вырасти в самостоятельную, полноценную и крайне важную для государства отрасль. К сожалению, не все страны сочли этот пример удачного вложения действием, которое стоит повторить.

Факт № 4: В Японии есть свой «Союзмультфильм»

Конечно, нам есть чем гордиться — великолепным Союзмультфильмом, родившимся в 30-е годы и активно работающим сейчас. У японцев аналогичное место занимает студия «Toei Animation», основанная в 1956-м и по сей день поставляющая лучших представителей жанра. Именно они выпустили первый японский полнометражный мультфильм «Легенда о белой змее».

Здесь все еще чувствуется диснеевское влияние, но по минимуму. В 50-е годы пришел наказ «сверху» о том, что отныне японские мультики должны выглядеть не как американские, и свой оригинальный узнаваемый стиль был быстро найден.

Факт № 5: Осаму Тэдзука — «Бог Манги»

Этого парня стоит знать в лицо, если вы хотите минимально ориентироваться в истории аниме. Знаменитый художник в 1963-м выпустил бомбу — аниме-сериал «Астробой». По факту на телевидении он стал вторым, но предыдущий «Календарь в картинках студии Отоги» представлял собой историческую ретроспективу, а тут впервые появились постоянные герои и сквозной сюжет. Да и какой!

В первой же сцене мальчик погибает в автокатастрофе, потом его отец долго хохочет и создает робота по образу и подобию ребенка. Ныне «Астробой» — культ, Осаму Тэдзука — прародитель современного аниме, приложил руку более чем к 60 сериалам и мультфильмам, создал более 500 манг (комиксов, зародившихся примерно в то же время, что и аниме). Не зря «богом» прозвали.

Факт № 6: Аниме заимствовало у запада, запад заимствовал у аниме

Как мы уже писали, длительное время японская анимация развивалась под влиянием Disney. Но за 50−60 годы она окончательно отделилась, обрела свое лицо и стала предельно разносторонней. И стало происходить наоборот. В 1965-м году миру был явлен первый цветной японский «Белый лев Кимба», чьи светлые уши вовсю торчат из знаменитого «Короля Льва». Такой вот двусторонний обмен идеями, веяниями и жанрами.

ЭТА И ЕЩЕ 7 ИСТОРИЙ О ТОМ, КАК DISNEY ПРИСВАИВАЛИ ЧУЖИЕ ИДЕИ


Факт № 7: Миядзаки изначально такой крутой

И Исао Такахата — тоже. Великие мэтры создали «Принца Севера», очень экспериментальный мультфильм 1968-го года. С него и начались все эти великолепные полнометражные японские ленты, которые вы так любите. «Принц Севера» — это полное отчуждение от канонов Disney, чисто «анимешные» провокационные моменты и маленький скандинавский мальчик, победивший великого злого колдуна.

Факт № 8: «Золотой век аниме» давно закончился

Потому что пришелся на 80-е годы. Этому предшествовали активные 70-е с их зарождением таких ключевых жанров, как меха (про роботов), седзе (для девочек) и началом скромного проникновения на запад. До этого японская анимация вообще границы почти не пересекала, а даже если и да — в очень кастрированном варианте.

Это кадр из американской адаптации «Роботеха», которого собрали из трех абсолютно разных аниме и переработали все диалоги.

КАК ПЕРЕДЕЛЫВАЮТ МУЛЬТФИЛЬМЫ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Ну, а «золотой век» — это по-настоящему революционная «Навсикая из долины ветров», с которой началась легендарная студия Ghibli, это культовый «Акира» с крайне сложным сюжетом и 24-ю кадрами в секунду против обычных 8−12, это прародитель жанра сенен «Жемчуг дракона».

Здесь же стоит упомянуть появление культуры отаку, которые в Японии обозначают фанатов чего угодно, а во всем остальном мире фанатов аниме, и зарождение формата OVA, то есть того, что выходило сразу на видео. В обход цензуры, напрямую к жаждущим разного контента зрителям.

 

Факт № 9: Покемоны и Сейлор Мун вовсе не такие мегахиты, как принято у нас считать

Особенно это касается Сейлор Мун. Нет, конечно, это признанный представитель популярного жанра махо-седзе, но для японцев — не сильно более того, а для наших соотечественников — великое авангардное откровение, с которого началось шествие аниме по России. И «Покемоны» туда же, конечно, хотя они-то уверенно захватили весь мир.

НЕ ПРОШЛО И ТРЕХ ЛЕТ: «ПОКЕМОН ГО» ВЫШЕЛ В РОССИИ

А вот что реально считается бомбой, так это вышедший в 1995-м году «Евангелион». Икона жанра меха, «Библия» анимешников и невероятно обширный культурный феномен, про который наши предки лет через двести будут говорить как о чем-то решающем в развитии анимации.

 

Факт № 10: В аниме представлены все существующие жанры

На сегодняшний день вы можете вспомнить любое культурное (и не очень) направление и найти по нему аниме. Много. Отсюда следует очень простой и важный вывод: японская анимация является многообразным культурным пластом, в котором есть и чисто детские произведения, и сугубо взрослые материалы, и эпично-героические сериалы с невероятными цепляющими сюжетами, и незамысловатая легкая школьная романтика на задней парте. На любой вкус.

Отдельно перечислим основные специфичные жанры для детей и подростков:

Кодомо — аниме для зрителей до 12-ти лет обоих полов. Прекрасное, нежное и очень полезное.
Сенен ­— произведения для мальчиков 12−16 лет, с неизменным главным героем, наделенным особыми способностями и великой целью.
Сезде — чисто для девочек 12−16. В последнем выделяется уже упомянутое махо-седзе, где в центре внимания оказывается девочка-волшебница. Ух, какой типичный и важный поджанр.

Что касается всех остальных направлений, то это комедии и детективы, постапокалиптика и киберпанк, боевики и спорт («спокон»), и так далее, все что захотите. И не надо после прочтения этого абзаца считать, что аниме это только «для кого-то». Для всех.

 

Факт № 11: Аниме можно смотреть с 0+

Да, некоторые японские мультики можно смотреть с пеленок. Ниже мы составили список рекомендуемых к просмотру мультфильмов для разных возрастов. В том числе и для вас, дорогие родители.

Аниме для детей 0+

Конечно, в первую очередь это Миядзаки — «Мой сосед Тоторо», «Рыбка Поньо на утесе» и «Ведьмина служба доставки». О том, почему их нужно видеть всем, читайте в нашей статье «Хаяо Миядзаки для самых маленьких».

Также обратите внимание на эти мультфильмы:

«Юнико» — запредельно добрая аниме-серия про волшебного единорога. Порция чистейшей невинности и невероятной доброты обеспечена.

«Ночная буря» — трогательная история дружбы козленка и волчонка с правильным концом. Воспитывает в зрителях ценности дружбы и верности с большой эффективностью.

«Кот в сапогах» — классическая сказка в воплощении классического, проверенного временем аниме. И продолжение.


Аниме для детей 6+

Конечно, Миядзаки на новом уровне сложности: «Ходячий замок», «Унесенные призраками», та самая «Навсикая из долины ветров». Возможно, для некоторых детей планку лучше чуть поднять, но уж в 10 лет «Унесенные призраками» точно будут правильно поняты.

«ПОЧЕМУ МОЯ ДОЧЬ С 3-Х ЛЕТ СМОТРИТ НЕДЕТСКИЕ МУЛЬТИКИ»

Также обратите внимание на эти мультфильмы:

«Тайная жизнь пингвинов» — удивительная и яркая история загадочных птиц, загадочной девочки и любопытного мальчика. Еще можно найти в российских кинотеатрах.

«Мэри и ведьмин цветок»продолжает дело студии Ghibli, и пусть сюжет несколько проще, чем у Миядзаки, эта лента все равно приятная и достойна просмотра.

«Девочка, покорившая время» расскажет веселую историю героини, перемещающейся в прошлое по много раз на дню, просто потому что это удобно. Но бесконечна ли чудесная способность прыгать во времени? Какую непростую тайну скрывает один из ближайших друзей девочки?


Аниме для детей 12+

Для этого знаменательного возраста адресованы вышеупомянутые сенен и седзе, так что да здравствуют лучшие представители этих жанров. Такие как: «Стальной алхимик», «Наруто», «Хвост феи», «Ванпанчмен» из первых. «Нана», «Президент — горничная», «Очень приятно, бог» из вторых.

Также обратите внимание на эти мультфильмы:

«Твое имя» — великолепнейшая история любви городского парня и девушки из сельской глубинки. Невероятная красота картинки и фирменно качественный сюжет Макото Синкая, пестрящий как щемяще-смешными, так и восторгающе-глубокими моментами.

«Могила светлячков»— самая грустная и впечатляющая лента о войне. Только зрителям с большим запасом платочков, но хотя бы раз в жизни посмотреть ее обязательно.

«Принцесса Мононоке» — куда же без Миядзаки для тех, кто постарше? Сюда же «Шепот сердца», «Со склонов Кокурико».

«Волчьи дети Аме и Юки» — ценнейший опыт для детей и родителей по качественной сепарации и принятию себя. К тому же, интересно и очень жизненно исполненный.


Аниме для взрослых

Без детей да с огоньком, интереснейшими сюжетами и полным раздольем для фантазии искусных японских аниматоров. Лучшее: «Тетрадь смерти» с невероятно захватывающим противостоянием двух интеллектов. Эпичнейший «Гуррен Лагган». Смачно-кровавое «Вторжение титанов». Лихой «Ковбой Бибоп». Закрученный «Код Гиасс». Знаковый «Призрак в доспехах».

Опытные «анимешники» завершают этот список на свой вкус, но одно мы знаем точно: если вы втянетесь и отбросите предрассудки вроде «для детей» и «пустое», вы откроете для себя многосторонний и не перестающий поражать воображение мир.

Еще больше интересного в нашей группе в «Одноклассниках» и ВКонтакте.

 

Интересное по теме:
15 лучших полнометражных аниме для детей
20 мультфильмов, двигающих прогресс

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх